Шаровые краны — из чего складывается их стоимость
Конечная стоимость промышленного шарового крана может составлять сотни тысяч рублей. За некоторые изделия можно выложить даже семизначную сумму.
— За что такие деньги? — удивлённо спросит человек, не имеющий отношения к индустрии трубопроводов.
Давайте посмотрим, из чего складывается цена шарового крана для конечного потребителя. Говорить будем, разумеется, о российском рынке.
Первое и самое главное — стоимость сырья. Чем выше требования к изделию, тем более качественные материалы применяются при его изготовлении. Это касается вообще всех сфер промышленности, от бытовой сантехники до создания космических аппаратов. Бронза, чугун, латунь — сами по себе не дешёвые сплавы, а если речь идёт о многоступенчатом контроле качества, то их конечная стоимость повышается в разы. Например, латунь в некоторых случаях является сплавом всего лишь из двух компонентов. А в других это смесь меди, цинка, олова, никеля, железа, свинца, марганца и других металлов. И каждый компонент должен содержать ровно в том соотношении, которое задано в инженерной документации (спецификации, как говорят профессионалы).
Ровно такие же требования применяются и к мелочам: например, материалы для уплотнений должны соответствовать самым жёстким условиям окружающей среды, выдерживать как низкие, так и высокие температуры, а также стабильно работать при высоком давлении. Причём, в отдельных случаях допуски минимальны — как, например, в случае с заправочными системами современных космодромов.
Второе слагаемое цены изделия — производство. Всё, что можно, давно автоматизировано, но эта автоматизация сама по себе не дёшева. При изготовлении шарового крана необходимо состыковать несколько разных технологических циклов, от процесса отливки корпуса на металлургическом заводе, до ручного контроля сборки в несколько этапов.
Далее — затраты на доставку и хранение. Конечно, шаровый кран или чугунная задвижка это не хрустальные вазы, тем не менее, нужна упаковка, соблюдение определённых условий и контроль на всех этапах доставки.
Следует отметить, что в трубопроводной индустрии традиционно высока конкуренция, из-за присутствия на рынке зарубежных компаний, зарекомендовавших себя десятками лет успешной работы и участия в самых сложных проектах. Например, финская JOUKA OY работает с 1957 года и это не рекорд. Известный лидер рынка, компания MSA, вообще начала свою деятельность с 1886 года, под названием «DANGO-DIENENTHAL».
В общем, промышленная запорная арматура это всегда дорого и качественно. Известное предложение про выбор двух требуемых характеристики из трёх — быстро, качественно, дёшево — в данном случае не применимо.